Зауральский исторический портал
Прогоны сайтов по профилям
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                                     Станция Варгаши Сибирская
                                            История образования поселка Варгаши.  

    Станция Варгаши
История образования поселка Варгаши. История слияния станции Варгаши-Сибирской, деревни Тайболино,  . Деревня Тайболино расположена  на берегу  озера Тайбалино , а  на ранних картах, как озеро Митькинское.  Вот Запись в журнале Сельское общество 10 Почтовые операции Госуд. Сбер .касса. на странице 260 собственный номер 1933 д.Тайбалино (Митькино при озере Митькинском) на проселочной дороге. Мужчин -96 ,женского пола 84, пашня -540 десятин, сенокосов – 57 десятин. 1 ветреная мельница.) .  Большинство деревень  перенимают название озер например (озеро Попово д.Попово), а название озер получали от имени его прежних владельцев. Двойное название у деревни Тайболино вот почему,  жители называют попросту д. Митькино, а в администрации хочется выглядеть по солиднее д.Тайболино  ,  хозяином озера был стар. Митрий Тамболин (или по современному Дмитрий Тайболин) .За два первых десятилетия существования ст. Варгаши происходило медленное, но неуклонное обживание и заселение местности вокруг нее. Число постоянных жителей за счет железнодорожных служащих и рабочих повышалось. Доказательство этому обнаруживается в статистическом издании – в «Списке населенных мест Тобольской губернии» за 1912 г.В этом труде, кроме деревни Варгаши «при озере Варгашах», значится также «поселок близ станции Варгаши Сибирской железной дороги». Как видно, поселок еще даже как бы не имел собственного названия. Но Митькино-Тайболино уже существовало. Значит это был еще одно поселение . расположенного 3 км северо-западнее Поселока расположенного рядом возле станции нареченной Варгаши. Жителей без именного поселения перепись 1898 года мужского пола насчитывалось 29 мужчин, женского – 34, проживало 63 обоего пола. Имелся трактир, торговая лавка. Поселок размещался возле Трифоновского - Калининского бугра. Там находились огороды пашенные земли. Улица располагалась южнее леса. Были выкопаны два колодца между собой 300 метров. Один колодец сохранился виде ямы на краю леса. Вспахивая земли найдены обломки глиняной посуды.                                                                                                            Старое здание вокзала 1895года _    

   Запись №1561   д.Тайбалина( в народе д.Митькина) при озере Митькинском округ Курган расстояние 30 верст, участок квартальный Мостовское (сейчас это село Малое Мостовое Мокроусовского района)    всего дворов 21   жителей мужского пола 46, женского 50.   до приставского участка, врачебного (или фельдшерского) пункта, а также до базара приходилось 30 верст. Это как раз расстояние до уездного города Кургана. До волостного правления и приходской церкви расстояние составляло 12 верст. Оба располагались в селе Сычевском. А до официальной школы, так называемой министерской или церковноприходской, приходилось 2 версты – и, вероятнее всего, здесь имелась в виду именно школа в д. Варгаши. Приведем еще несколько данных о д. Тайболино (Митькино), что «при озере Митькином».  В 1912 г. она насчитывала 30 отдельных хозяев (дворов). В деревне проживало 180 жителей, в том числе 95 мужского и 84 женского пола. Жители Тайболино владели 597 десятинами удобной земли: на пахотную приходилось 540 дес., а на сенокосную 57. Дети учились в министерском училище, которое находилось в д. Варгаши ( открыто в 1901 г.).Тот же «Список населенных мест…» отмечает наличие в 1912 г. в «поселке близ ст. Варгаши» трактира (не исключено, что так в этой графе статистика учла уже имевшийся железнодорожный буфет на станции), а также торговой лавки. Кстати, сведения о последней попали вскоре в дореволюционную газету «Курганский вестник». Она издавалась А.И.Кочешевым – известным в Кургане фотографом, владельцем писчебумажного магазина и типографии. 27 января 1913 г. в №8 «Курганского вестника», в разделе происшествий под заглавием «По уезду», было помещено следующее сообщение: Пожар. 21 января на ст. Варгаши произошел пожар. От неизвестной причины сгорел дом с бакалейной лавкой, принадлежащей крестьянину И.Кудинову».В этом кратком известии, казалось бы, нет ничего особенного: пожар – событие хотя и серьезное, но не такое уж исключительное. Однако тот факт, что он произошел на станции Сибирской железной дороги, по-видимому, определил его значимость для того, чтобы попасть в газету.Очевидно, лавка И.Кудинова себя окупала, принося своему владельцу какой-то доход. Надо полагать, в числе покупателей в лавке оказывались не только станционные жители (служащие и рабочие с семьями), пассажиры, но также жители ближних селений, в первую очередь деревень Тайболино и Варгаши. В лавке они могли купить себе крупы, муку, чай, сахар, соль – т.е. те самые продукты, которые, собственно, и составляли бакалейные товары. Неизвестно, была ли потом отстроена вновь сгоревшая лавка вместе с домом ее владельца.Зато достоверно известно, что на ст. Варгаши была выстроена паровая мельница. Произошло это после 1912 г., точное время ее постройки не выяснено. Ко времени образования района, как явствует из архивного документа, паровая мельница оказалась «в разбитом состоянии» и требовала ремонта. По сути, она являлась первым промышленным заведением на станции, а значит и в нарождающемся тогда поселке. Наконец, до революции 1917 г. было построено еще одно сооружение – деревянный элеватор. Правда, этот самый первый элеватор представлял собой и использовался прежде всего как простое хранилище, временный склад зерна, предназначенного для последующей погрузки и отправки по железной дороге.«Путеводитель» издания 1904 г. упоминает уже о двух близлежащих от станции селениях: Варгаши (1200 душ обоего пола) и Митькино, которое, добавим, имело еще другое название – Тайболино. В Митькино проживало до 150 душ обоего пола (в «Путеводителе» из-за допущенной явной опечатки прибавлен лишний ноль и значится ошибочно 1500 душ обоего пола) Относительно принимаемых на ст. Варгаши товарных грузов сообщается, что «отсюда отправляется ежегодно до 70000 пудов груза (хлеб, мясо, масло)». Как видно, по сравнению с данными из первого «Путеводителя» в перечне грузов помимо хлеба значится мясо и масло, но наблюдается уменьшение общего количества товарных грузов. Это было следствием того, что соседние станции Курган и Лебяжье оттягивали на себя подвоз основной массы товарных продуктов из крестьянских хозяйств Вокзал (служебное и пассажирское здание) на ст. Варгаши был отнесен к 5-му классу. Вокзалы же не только 5-го, но и 4-го классов возводились деревянными на каменном фундаменте. В вокзальных зданиях также размещались жилые помещения для персонала железнодорожных станций – в первую очередь для начальников и их помощников с семьями. Для других служащих и рабочих строились жилые дома. В поселке Варгаши несколько таких домов сохранилось с конца XIX столетия на улице Героев, идущей параллельно железной дороге. Эти дома являются по времени самыми первыми жилыми строениями в поселке и, соответственно, теперь самыми старыми по возрасту.При строительстве Транссибирской магистрали проявлялась забота о благоустройстве пристанционной территории. Возле вокзальных зданий и жилых домов разбивались скверы, призванные дополнить и украсить естественный ландшафт. В настоящее время в Варгашах о наличии подобных скверов в прошлом напоминают только несколько больших деревьев, посаженных более столетия назад .Из «Путеводителей» узнается, например, что станция располагалась на 276-ой версте  от начала Великой Сибирской дороги. Отсчет начинался с самого западного пункта магистрали – станции Челябинск. «Путеводитель», изданный в 1900 г. в Санкт-Петербурге, сообщал о том, что от ст. Варгаши в трех верстах находится одноименное селение Варгаши с населением 1200 душ обоего пола. Далее отмечалось: «Местность ровная, частью покрытая куртинами березняка. Вода колодезная. Отсюда отправляется ежегодно на западные рынки до 100 тыс. пудов хлебного груза, доставляемого соседними крестьянскими селениями…». Таким образом, в числе прочих железнодорожных  станций ст. Варгаши с момента своей постройки способствовала усилению связи  местных крестьянских хозяйств с рынком , прочнее  втягивала их в рыночные (товарно-денежные) отношения.В «Путеводителе» 1904 г. отмечается ведение на ст. Варгаши «почтовых операций». Но, собственно говоря, такие операции начались много раньше. Согласно утвержденного царем Николаем II 18 (30) марта 1895 г. положения Комитета Сибирской железной дороги, на двух станциях в Курганском округе – Варгаши и Лебяжье – с 1 (13) июля того же года были открыты прием и выдача почтовой корреспонденции, включая денежные переводы. Последние ограничивались: при каждой отправке можно было послать перевод не свыше 200 рублей, но еще тех – царской поры – рублей. Железная дорога ускоряла доставку почтовых отправлений, корреспонденции, печатных изданий. Следовательно, именно с означенного момента берет свое начало регулярное почтовое обслуживание в будущем районном центре. О приеме и выдаче на ст. Варгаши простой (незаказной) «всякого рода корреспонденции» содержится информация в таких официальных изданиях, как «Памятные книжки Тобольской губернии» за разные годы (в частности, за 1908 и 1914).С открытием движения поездов на ст. Варгаши появился и стал работать железнодорожный буфет для обслуживания пассажиров и служащих железной дороги. Некоторое время прислугой в этом буфете трудилась Харитина Евстафьевна Верхозина, повстречавшая на станции работавшего здесь же Якова Короткевича и вышедшая за него замуж. После того как с началом русско-японской войны мужа мобилизовали в действующую армию, она, спустя некоторое время, отправилась за ним на фронт. В числе немногих первых женщин Харитина Короткевич приняла участие в боевых действиях, добившись зачисления себя не сестрой милосердия, а в рядовые 13 Восточно-Сибирского полка. Участница героической обороны крепости Порт-Артур, она погибла 3 октября 1904г. (по старому стилю) и за храбрость посмертно была награждена георгиевским крестом. Под подлинным своим именем и фамилией Харитина Короткевич выведена в известном романе А.Н.Степанова «Порт-Артур». (Подробнее о ней см.: Мозин М. Зауральские были. – Курган,1999. – С.60-63).Движение поездов, проходивших через ст. Варгаши и останавливавшихся на ней – для посадки и высадки пассажиров, приема товарных грузов, заправки паровозов дровами и водой из специально проложенного водопровода – постепенно увеличивалось и уплотнялось. Судя по информации из «Путеводителя по всей Сибири и средне-азиатским владениям России» автора-составителя В.А.Долгорукова (Томск, 1897 г.), сначала по железной дороге через ст. Варгаши следовал три раза в неделю почтово-товаро-пассажирский поезд №4. Он прибывал на станцию в 3 часа 27 минут, стоял 18 минут и отправлялся далее в 3 часа 45 минут. От Кургана до Варгашей время в пути по расписанию составляло 1 час 2 мин., а от Варгашей до ст. Лебяжье – 1 час 15 мин. «В дни, свободные от почтово-товаро-пассажирских поездов. Ежедневно через станцию на восток проходило четыре поезда: скорый №2 с вагонами 1 и 2 класса (прибытие в 8 часов 46 минут, отправление в 8 часов 56 минут); почтово-пассажирский №4 с вагонами 1, 2 и 3 класса (прибытие в 12 часов 54 минуты, отправление в 1 час 11 минут); пассажирский №6 с вагонами 1, 2 и 3 класса (прибытие в 6 часов 17 минут, отправление в 6 часов 31 минуту); товаро-пассажирский №22 с вагонами 3 и 4 класса (прибытие в 3 часа 41 минуту, отправление в 4 часа 00 минут)., по особым назначениям, следуют товарные ускоренные поезда под №24, служащие для перевозки рабочих грузов». Такие грузы, очевидно, предназначались  в особенности для продолжавшегося строительства Великого Сибирского пути на других участках.Чуть позднее поезд №4 стал ходить как почтово-пассажирский, изменив при этом свое расписание. Вдобавок появился еще один поезд – скорый №2. Он прибывал на ст. Варгаши ночью в 1 час 52 мин. местного времени и отправлялся уже в 1 час 58 мин. Сведения об этом помещены, в частности, в «Дорожнике по Сибири и Азиатской России» (Томск, 1899 г.). Через 15 лет отмечается возросшая интенсивность движения поездов. Не считая чисто товарных поездов, с 18 апреля 1913 г. по 18 апреля 1914 г. через ст. Варгаши ежедневно проходили поезда: скорый №2, почтово-пассажирский №4, пассажирский №6 и товаро-пассажирский №22.З0 марта 1920 г., по сообщению газеты «Красный Курган» от 25 июня 1920 г., на ст. Варгаши была организована ячейка Российской Коммунистической партии (большевиков) – РКП(б). С появлением этой партячейки связана и организация временной библиотеки-читальни.Во время антибольшевистского восстания 1921 г. ст. Варгаши занимается опять красноармейцами. Они пробыли на ней вплоть до 3 октября, когда красноармейский отряд был отозван в Петропавловск. В помещении, ранее занятом красноармейцами, организовался агитпункт (при заготконторе на ст. Варгаши). Агитпункт предназначался для ведения разъяснительной работы среди крестьян, привозивших в заготконтору хлеб, относительно новой экономической политики Советской власти. Для такой цели как раз была «получена маленькая библиотека». Обо всем этом поведал «Красный Курган» в номере за 18 октября.19 марта 1924 г., то есть уже в период организации района, председатель Варгашинского сельсовета Калмыков, отвечая на отношение Варгашинского райисполкома, сообщал о количестве населения в деревнях Варгаши (944 чел.) и Тайболино (248 чел.). На обороте его записки сохранились также сведения о числе дворов: «при ст. Варгашах дворов 15, д. Тайболино 41 двор». Он же сообщил, что в бытность еще председателем Сычевского волисполкома Ракова и председателем комитета помощи (предкомпомом) Михалищева был «открыт торг при ст. Варгашах» ( Государственный архив Курганской области, ф. Р-492, оп. 1, д. 16, л. 3).Другой архивный источник за тот же 1924 год – справка о составе Варгашинского района – приводит чуть меньшее число дворов: не 15, а 14. К тому же этот документ содержит сведение о проживавшем в «поселке при ст. Варгаши» населении. Его насчитывалось 70 человек (там же, д. 5, л. 29).Проведенная в декабре 1926 г. Всесоюзная перепись населения собрала новые данные по всем населенным пунктам Варгашинского района, включая и станционный поселок. В нем, согласно переписи, насчитывалось уже 78 хозяйств (семей), в которых проживало 212 человек обоего пола: 107 мужского и 105 женского. Следовательно, спустя два года после образования района в его административном центре население увеличилось в 3 раза. Конечно, превращение поселка в районный центр способствовало такому увеличению. Возможно, за время недолгой ликвидации района с 1932 г. по начало 1935 г. темп роста населения ослаб, однако с восстановлением района он вновь значительно усилился, в первую очередь за счет железнодорожников, работников машинно-тракторной станции, элеватора, служащих, учителей и членов их семей. Новый приток населения станционный поселок получил в годы Великой Отечественой войны. Он произошел вследствие прибытия множества эвакуированных лиц (семей рабочих и служащих), а также включения в черту поселка в 1944 г. жителей д. Тайболино (Митькино).Таким образом, начав с небольшого пристанционного поселения, районный центр превратился за несколько десятилетий в Паровозы того времени заправлялись водой на ст. Варгаши                           многолюдный рабочий поселок.
 Почетные жители р.п. Варгаши,  их профессии 
 
     Колбашко Василий Иванович работал старшим районным землеустроителем,  секретарём райисполкома, заведующим районным земельным отделом, председателем колхоза им. Чапаева, колхоза им. Свердлова. Звание присвоено в январе 1975 года к 70-летию со дня рождения.
  • Лукаш Фома Кузьмич– работал на заводе ППО в разных должностях, председателем совета в с. Медвежье. Звание присвоено в декабре 1975 года.
  • Самарин Пётр Михайлович– врач. Звание присвоено 16 .12.1976г.
  • Богданова Ольга Ивановна– учитель.звание присвоено 27.04.1977 года.
  • Зюба Анатолий Антонович -  работал на Курганском аэродроме техником, счетоводом на 10-й дистанции пути, рабочим контактной сети дистанции ст.Юрахлы. звание присвоено 19.07.1978г.
  • Помаскина Зинаида Филипповна – работала в Варгашинской типографии. Звание присвоено 18.07.1979 года.
  • Беляковцев Иван Семёнович – журналист. Звание присвоено 10.08.1983г.
  • Петров Григорий Иванович – работал на заводе ППО токарем. Звание присвоено 10.08.1983г.
  • Кобелев Анатолий Алексеевич – работал на элеваторе сначала каменщиком, когда его ещё строили, потом стал работать зерносушильщиком. Звание присвоено 10.08. 1983г.
  • Сабуров Александр Николаевич -  работал начальником ТУСМ-7.  Звание присвоено 10.08. 1983г.
  • Ивкин Григорий Петрович -  с декабря 1962 года возглавлял Варгашинский район. Звание присвоено 22.02.1984г.
  • Никитин Клавдий Александрович   - старший мастер третьего сборочного цеха завода ППО.  Звание присвоено 16.08.1985г.
  • Алферов Николай Петрович – работал на заводе ППО. Звание присвоено 16.08.1985г.
  • Пузощатов Александр Григорьевич - работал на заводе ППО. Звание присвоено 06.11.1974г.
  • Гревцева Клавдия Васильевна – учитель. Звание присвоено в 1998 году.
  • Зеленина Валентина Герасимовна - учитель. Звание присвоено 30.08.1996 года.
  • Поляков Юрий Моисеевич - работал на заводе ППО от ученика токаря до секретаря первичной партийной организации. Звание присвоено 23.07.1998г.
  • Семёнов Аркадий Иванович работал на заводе ППО начальником механического участка. Звание присвоено 23.07.1998 года.
  • Овчинников Николай Петрович – работал зав.едующим Варгашинским ОНО, зам председателя райисполкома, Главой Администрации района, директором филиала «Варгаши межрайгаз». Звание присвоено 15.08. 2002 года.
  • Чеков Сергей Николаевич – врач-хирург. Звание присвоено 15.08.2002 г.
  • Петров Николай Боисович - начальник Отдела культуры Администрации Варгашинского района.
  • Лыжин  Анатолий Анатольевич  - механизатор Открытого акционерного общества имени Гагарина
Фотографии поселка Варгаши 2014год

 Пушка на стадионе в Варгашах.                         Беговая дорожка стадиона.                                        Сквер у вокзала в поселке Варгаши                                       ФОК спортивный комплекс в поселке Варгаши.                                                                                                                         

 

                                                                                                      

 
.
 

Гражданская война в Зауралье Бой за станцию Варгаши

Олег Винокуров. Роковая ошибка (случай на станции Варгаши) Шел август сурового 1919 год, в России второй год бушевала гражданская война. От берегов Волги, перевалив Урал, шли на восток полки Красной Армии. Еще ждали их впереди кровопролитные бои, еще предстояло им вынести, на зауральской земле, - последнее, самое ожесточенное и отчаянное наступление белых армий. Сотням боевых товарищей, еще было суждено, в ближайшие дни и недели, навсегда лечь в зауральской земле. Ну, это все еще ждало красных бойцов впереди, а пока полки двигались вперед, подходя уже к очередной зауральской станции - Варгаши. Вдоль линии железной дороги продвигались на восток, части 5-й Пензенской красной дивизии.В тот день, о котором пойдет наш рассказ, впереди наступающих частей дивизии, двигался красный 37-й стрелковый полк. Поскольку именно его бойцам и суждено стать главными героями нашего рассказа, то стоит сказать несколько слов о том, что это была за часть. Полк был сформирован в октябре 1918 года, в городе Глазове Вятской губернии, как сказано в истории 5-й дивизии, «из мобилизованных Глазовского, Орловского, Малмыжского, Яранского, Котельничевского уездов и Пермской губернии». В течении прошедшего 1918 года, бойцы полка, выдержали множество тяжелейших боев. Позади, остались сотни километров трудных переходов. В день, описываемый в нашем рассказе, в полку насчитывалось девять стрелковых рот, объединенных в три батальона, в которых было 90 командиров и 569 стрелков. Огневую поддержку бойцам, могли оказать 17 пулеметов и 3 бомбомета. Всего, вместе с нестроевыми, в списках полка числилось 1779 человек.Утром 22 августа, 37-й полк выбил из деревни Старо-Марково белый аръергард, в составе трех сотен Эткульского оренбургского пешего казачьего полка. Не принимая серьезного боя, казаки отошли на село Дубровное. Казалось, можно было бы развивать наступление и продолжать преследование отходящих белых частей. Однако, командовавший красным полком товарищ Горев, принял другое решение – повернуть полк на север и нанести удар в тыл белым частям, занявшим оборону у железнодорожной станции Варгаши. По замыслу красного командира, 37-й полк должен был, наступая через деревню Варгаши, выйти к железнодорожной станции. Этим маневром красные перехватывали железную дорогу, в тылу занявших оборону западнее станции Варгаши белых частей, облегчая тем самым, наступление вдоль линии железной дороги, бойцов соседнего 38-го полка. Весь день 22 августа 37-й полк продвигался к линии железной дороги.В это время, оборону у станции Варгаши, занимал белый 48-й Туринский стрелковый полк. Его командир полковник Украинцев, расположил своих бойцов, на позиции в трех верстах западнее станции. На самой станции, заняла позицию 3-я легкая батарея, из состава 12-го Уральского артиллерийского дивизиона. Здесь же находился, уже знакомый нашим читателям, белый бронепоезд «Кондор».Для прикрытия батареи, белым командованием был назначен стрелковый взвод в количестве 15 солдат. Его командир прапорщик Нейков, позднее писал в своем рапорте, что трехдюймовые орудия, были поставлены командиром батареи, на позиции между озером и станцией Варгаши, в 500 метрах от станции.Между тем, двигавшийся лесными тропами на север красный 37-й полк, в ночь с 22 на 23 августа вышел к деревне Варгаши. Впереди шли разведчики. Они первыми и наткнулись на белые заставы. Началась перестрелка. Попав под сильный ружейно-пулеметный огонь, красные разведчики отошли. Однако ушли отнюдь не все. Как затем отмечало красное командование, боец 5-й роты 37-го полка Порфирий Ермолаевич Попов «остался, и один, в темноте, разведал расположение белых застав, после чего, будучи замеченным  ими, вернулся под огнем к своим». Фактически красноармеец Попов, выполнил один, задачу всей разведки – установил, где расположены передовые заставы белых. За свое геройство, приказом по армии, он был впоследствии награжден именными часами. Утром 23 августа, комполка Горев, развернув своих бойцов в цепь, двинул полк вперед. Зная, со слов Попова расположение белых застав, красная цепь незаметно подошла и открыла по ним огонь. Внезапно обстрелянные, находящиеся в передовых заставах белые солдаты отошли столь стремительно, что находящийся в деревне Варгаши третий батальон 47-го Тагильского полка, не успел даже занять 

 боевой порядок. Его солдаты, услышав в предрассветной темноте выстрелы, в панике разбежались. Не надеясь на стойкость своих бойцов, командир отвел батальон на станцию Варгаши, под прикрытие бронепоезда «Кондор». Таким образом, путь на станцию, где стояли орудия, был открыт. Едва забрезжил рассвет, как прапорщик Нейков, заметил в шестистах метрах от позиции батареи цепь неизвестной пехоты, которая подходила к батарее с тыла, со стороны деревни Варгаши. «Кто это? Чьи это солдаты?» От ответа на этот вопрос зависела жизнь всех солдат-батарейцев. В бинокли, офицеры батареи могли четко видеть, что появившиеся в тылу, неизвестные бойцы, были одеты в шинели английского образца. Было сделано предположение, что это солдаты, недавно получившего подобную форму, 46-го Исетского полка. Это роковая ошибка и решила судьбу батареи. Никто даже не подозревал, что в захваченные английские шинели, красное командование одело, незадолго перед этим, своих бойцов. Дело еще усугубилось утренним туманом, в котором то появлялась, то скрывались неизвестные солдаты. Белые офицеры промедлили какое то время и упустили, столь ценные в боевой обстановке минуты. Пока офицеры раздумывали, стрелки неизвестной пехотной цепи, подойдя на несколько сот метров, внезапно открыли по артиллеристам, огонь из винтовок. От неожиданности, на батарее началась паника. Часть стрелков бросилась бежать по направлению к станции, прапорщик Нейков бросился их останавливать. В этой сложной ситуации, младший офицер батареи поручик Арапов не растерялся, а вместе с несколькими бывалыми солдатами-артиллеристами развернул, навстречу наступающей красной цепи, стоящее крайним слева четвертое орудие и успел выпустить подбегающей красной цепи девять снарядов. Другой офицер батареи - прапорщик Н.Суханов, спешно пытался организовать вывоз орудий с позиции. Однако, подошедшие уже вплотную красноармейцы, отк
рыв огонь из винтовок, убили лошадей в двух заехавших на батарею передках. Видя это, другие два передка, с бойцами-батарейцами, бросились бежать за станцию. Положение стало безнадежным. Вынув под огнем прицелы, немногие не растерявшиеся артиллеристы, бросив орудия, стали отходить к станции. Несомненно, находившиеся «на плечах» отходивших красноармейцы, могли бы легко перестрелять бежавших по открытой местности белых солдат, но тут на выручку находившимся в отчаянном положении артиллеристам, внезапно пришел бронепоезд «Кондор». Его командир, разобравшись в обстановке, открыл огонь из двух орудий и пулеметов, прикрывая отход артиллеристов. Именно огонь бронепоезда и дал возможность батарейцам, без серьезных потерь перейти железную дорогу и уйти из под обстрела. По опубликованным в 20-е годы, в книге об истории 5-й дивизии, воспоминаниям бывшего красноармейца Буторина, именно огнем бронепоезда были убиты и ранены несколько красноармейцев, а красные цепи не только не смогли преследовать отходящих артиллеристов, но даже вынуждены были залечь. По свидетельству Буторина, на открытом месте, огонь бронепоезда грозил им полным уничтожением. Тогда Буторин, с уже упоминавшимся красноармейцем 5 роты Поповым, бросились к захваченным орудиям и повернув одно из них, открыл прямой наводкой огонь по бронепоезду. Ни Буторин, ни Попов, не были обучены основам артиллерийской стрельбы. Выпустив почти два ящика снарядов, они так и не смогли поразить прямым попаданием бронепоезд. Лишь несколько осколков пробили тендер паровоза. Однако беспорядочный, но частый огонь, заставил железную махину отойти, после чего красная цепь вступила на станцию. Согласно докладов офицеров, с батареи удалось спасти только два орудийных передка предназначенных для перевозки орудий и несколько повозок. Четыре легких трехдюймовых орудия и два зарядных ящика попали в руки красных. При этом, по мнению командира батареи Козмина, реальная возможность спасти орудия была. Дело в том, что отведенный с позиции у д. Варгаши 3-й батальон 47-го Таг
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Погода  Яндекс.Погода