Зауральский исторический портал
Прогоны сайтов по профилям
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 История села Дундина (Дуньгина)
Саломатовской волости
Курганского уезда 
Тобольской губернии
 

Курганский архив
Преображенская церковь с.Спасское (в приход входит д.Ильина) Ялуторовский уезд Тобольской губернии
Метрические книги за 1875-1891, 1893-1897, 1900-1918

деревни: 1-ая Моховая, 2-ая Моховая, Банникова, Васильки, Максимовка, Кабанья, Дуньгина, Варгаши, Пестерева, Травная, Менщикова; села: Байдарское, Спорновское.

Согласно Метрическим книгам Деревня Дундина  Дуньгина 

Деревня 1-я Дундина (Хохлы) на берегу озера Дундинского, на проселочном тракте, в 5 верстах от села Саломатное (ранее с.Саломатовского).Из села ездили в Курган уездный город через село Саломатное растояние 67верст. Проживало жителей мужчин 234 женщин 245. Всего 91 двор.Данные за1868-69годы.

Деревня 2-я Дундинский участок (деревня)  при озере Паршином, на проселочной дороге. От носилось к Саломатовской волости Курганского уезда. До уездного города 56 верст из Дундинского участка  ездили через деревню Спорное через деревню Золотое и на Пресногорьковский тракт.
Дворов 32штуки. Проживало 89душ мужчин и 89 женщин.
При Советской власти располагалось правление крупного колхоза им. Калинина 5000 посевной площади. Отделение в с. Саломатное. Больших  результатов колхоз добился при правлении председателя колхоза Николая Александровича Березине.
 
ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ
 
Ныне единое село Дундино Варгашинского района Курганской области некогда состояло из двух одноименных селений. Дундино I берет начало в конце 18 столетия и заселялось зауральскими уроженцами – старожилами. Дундино II (по озеру еще называлось Паршино) возникло в середине 19 века в результате переселения крестьян из Воронежской губернии. Объединение этих деревень в одно селение произошло в 1964 г. по решению Курганского облисполкома.Об уровне грамотности жителей обеих деревень Дундиных накануне появления начальной народной школы можно судить по данным, собранным в середине 1890-х гг. На 770 человек всех возрастов в Дундино I приходилось грамотных всего 31 человек, что составляло 4%. А в Дундино II это процент был и того меньше – чуть более 2%, так как на 251 жителя приходилось только 6 грамотных. Да и что это была за грамотность? Ни в той, ни в другой деревне грамотеи не смогли закончить полный курс начального народного училища. Следовательно, если кто-то из юных дундинцев и попадал, допустим, в Саламатовское училище, то завершить в нем трехлетнее обучение и получить аттестат он не мог по причине чаще всего экономического порядка. К тому же в крестьянское сознание поначалу медленно проникала мысль о необходимости обучения своих детей. В лучшем случае они соглашались дать им только элементарные азы грамотности, а потом забирали детей из опасения, чтобы те не «избаловались» и не отвыкли от крестьянского труда.Тем не менее, со временем осознание нужности обучения детей в школе все сильнее овладевало умами крестьян. Так, очевидно, произошло и в случае с дундинцами. Осенью 1895 г. на сельском сходе жители Дудино I составили приговор о намерении открыть в своем селении школу. Как правило, в подобном приговоре еще содержалось обязательство, смотря по состоятельности жителей, либо построить самим здание для школы, либо нанять дом под нее, причем на свой же счет крестьянское общество брало заботу об отоплении помещения и содержание школьного сторожа. Вполне вероятно, со своей стороны побуждал дундинцев к составлению приговора и чиновник по крестьянским делам Иконников. В состав вверенного ему 5-го участка Курганского округа как раз входила Саламатовская волость, к которой относились обе Дундины.Приговор дундинских крестьян адресовался губернским властям в Тобольск. Рассмотрение и принятие по нему определенного решения находилось в компетенции директора народных училищ Тобольской губернии. Но дело подвигалось медленно. С момента обращения дундинцев прошло два года…

И вот 1 октября (13 по новому стилю) 1897 г. состоялось наконец-то открытие школы. К этому времени было подыскано и нанято подходящее помещение.  Вполне возможно, уже изначально школа должна была принять детей из обеих деревень, поэтому расходы на ее содержание раскладывались на их жителей соразмерно.А что касается жалованья школьному педагогу, то его выплачивало государство. Ведь сама Дундинская школа (она же сельское училище) находилось в ведении Министерства народного просвещения, отчего еще именовалась министерской. Поскольку документальные подтверждения о первых десятилетиях существования Дундинской школы немногочисленны, то очень ценен каждый источник. Без сомнения, к таким источникам относятся клировые ведомости Саламатовской церкви рубежа 19-20 вв. В них содержатся данные о численности учащихся за ряд лет и указаны имена педагогов. Первой учительницей, назначенной в Дундинскую школу, стала Вера Михайловна Карпинская, незамужняя дочь чиновника. Ей предстояло обучать крестьянских детей чтению, письму и счету. Основам же православного вероучения, заключенным в  особый предмет – закон божий, обучал священник Саламатовского прихода Василий Федорович Аргентовский. Тогда ему уже исполнилось 67 лет. Законоучителем он, несмотря на почтенный возраст, состоял еще несколько лет.В год открытия Дундинской школы приступили к постижению грамоты 28 мальчиков и всего 1 девочка. Такой перекос наглядно показывал, что в массе крестьян еще преобладало представление о необходимости если и учить, то в первую очередь сыновей. И хотя в дальнейшем число обучавшихся девочек выросло, все же в досоветскую эпоху мальчиков в Дундинской школе училось гораздо больше. Согласно записям в клировых ведомостях, в 1898 г. обучение проходили 27 мальчиков и 4 девочки, соответственно в 1899 г. - 23 и 3, в 1900 г. – 32 и 8, в 1903 г. – 18 и 7, а в 1905 г. отмечены только мальчики (24). Данные эти свидетельствуют: даже при наличии в селении начальной школы полный трехлетний курс обучения заканчивали далеко не все ученики. Немало детей еще вынуждено было покидать школу, не получив аттестата об окончании обучения. И тут причина коренилась вовсе не в нежелании учеников, а зачастую в бедности родителей.

Несшие «начатки знанья» педагоги не просто брались на работу, а принимались на службу на учительскую должность. В 1899 г. В.М. Карпинскую в Дундинской школе сменила Татьяна Захаровна Шишкова. На учительскую стезю он ступила, получив образование в Тюменской женской прогимназии. Потом обучением детей занялась «жена крестьянина» Вера Михайловна Пестерева, которая закончила Тобольскую Мариинскую женскую школу. Сходство имени и отчества у Карпинской и Пестеревой заставляет предположить, что возможно это была одна и та же женщина, только до и после замужества. С 1 сентября 1907 г. В.М. Пестерева «в силу семейного положения» была уволена от должности учительницы. Тогда же в Дундинское сельское училище получил назначение «окончивший педагогические курсы при Тобольском четырехклассном городском училище» Евгений Моисеевич Попов.Законоучителем после Аргентовского стал заступивший на его место священник Саламатовской церкви Сергей Бисеров. А 24 мая 1914 г. епархиальное начальство назначило законоучителем 24-хлетнего дьякона той же церкви Николая Васильевича Нагарева. Он же, кстати, изъявил желание обучать детей пению, и 27 августа 1914 г. инспектор народных училищ дал ему разрешение.В досоветское время Дундинское сельское училище так и не обрело своего собственного здания и размещалось по-прежнему в наемном доме. На 1 января 1909 г. в нем училось 22 мальчика и 16 девочек. Учителем оставался Е.М. Попов. Из местного налога – земских сборов с населения – на училище выделялось 350 рублей. На 1 января 1916 г. в нем числилось 25 мальчиков и 18 девочек. Из земских сборов на его содержание тратилось 205 руб. и еще выделялось из казны 385 руб. Как видно, перед революцией 1917 г. несколько выросла общая численность учащихся в Дундинском училище и увеличилась доля девочек-учениц.Советские десятилетия составляют особую эпоху в истории просвещения в Дундино. Эту интересную летопись еще предстоит воссоздать. Приведем лишь ряд сведений, взятых из отчета заведующей Дундинской школы 1 ступени М. Желещиковой за 1926/27 учебный год.

Школьное образование в советское время базировалось на принципе единой трудовой школы, исходило из важности общеобразовательных и трудовых знаний для учащихся, взаимосвязи воспитания и трудового обучения. В Дундинской школе детям наряду с арифметикой и русским языком сообщались знания по сельскому хозяйству, по охране здоровья. При преподавании природоведения широко применялся экскурсионный метод обучения. Так, ученики совершили экскурсии не только в лес и поле, но также на артельный маслозавод и в культурное крестьянское хозяйство (колхозов еще не было). Кстати, из-за сельскохозяйственных работ занятия в школе сдвинулись и начались в октябре, а завершились 30 июня. Дети помогали родителям в период уборки урожая. При наличии у школы своего земельного участка он, однако, не возделывался самой школой, а сдавался в аренду крестьянам. Подобная аренда тогда была весьма распространенным явлением. Ученики в Дундинской школе занимались в трех группах. Как и до революции курс обучения в школах 1 ступени длился 3 года. На конец учебного года в школе училось 39 детей (27 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 8 до 13 лет. Большинство  по социальному положению родителей составляли дети крестьян-середняков, меньшинство – крестьян-бедняков (30 и 9 соответственно). Детей из социальных полюсов – батраков и зажиточных крестьян – среди школьников не отмечено.  В 1927 г. закончили обучение 3 ученика – мальчик и две девочки. Среди причин, повлиявших на пропуск занятий, отмечались следующие: болезнь учащихся, погодные условия (мороз), домашние обстоятельства, отсутствие пригодной по сезону одежды и обуви.Школой для детей выписывались газета «Пионерская правда» и журнал «Дружные ребята». Силами учащихся ставились спектакли и проводились «литературные утра» (утренники). В качестве органа самоуправления учащих и учащихся действовало общее собрание, имелся школьный совет, членами которого являлись представители школы, населения, сельсовета и кооперативных организаций (всего 7 человек).

Заведующая школой М. Желещикова (она же обучавшая все 3 группы учительница) оценила отношение взрослого населения к школе как хорошее. Вместе с тем в отчете она указала на нехватку учебников по обучению грамоте, для чтения и по арифметике, пожелав приобрести их к началу следующего учебного года вместе с письменными принадлежностями и прося аккуратно доставлять корреспонденцию для школы.В настоящее время в Дундинской основной школе трудится 7 учителей во главе с директором Тамарой Яковлевной Умновой и обучается 27 детей. Но сколько бы ни было учащихся, школа для любого российского села остается стратегическим объектом. Сохранится школа – будет будущее у села. Так пожелаем в год 115-летия Дундинской школы его педагогам и ученикам трудиться и учиться во имя этого будущего.

Николай Толстых,

13 октября 2012 г.

Перепечатано с сайта Зауральская генеалогия

 http://www.kurgangen.org/History%20of%20Kurga/Vargashi%20region/Dundino%20selo/Dundino%20school/

Вероисповедание.

Селение относились к приходу  церкви села Саломатовского.Молитвенный дом во имя Святого Сергия Радонежского В 1912 г. крестьяне этих населенных пунктов ходатайствуют о постройке храма во имя Святого Сергия Радонежского в деревне 2-й Дундиной (впоследствии село Дундино). В декабре 1917 г. из Тобольской духовной консистории последовало соответствующее разрешение. В феврале 1919 г. состоялось освящение престола для временного молитвенного дома в селе Дундино. В этом же совершена закладка новой церкви. По причине военного времени (гражданской войны) и последующей антирелигиозной политики советской власти храм не был построен.

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz