Зауральский исторический портал
Прогоны сайтов по профилям
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Деревня Гагарья


По данным Статистического управления за 1869год
 
В этих данных деревня значится как Банниковский участок за номером 1576 при озере Гагарьевском. Потом была переименована в Гагарский участок. 


Сказ о переселенцах Федотовых
(Из сборника «Зауральская генеалогия III». Курган, 2009).

Федотова Валентина Петровна, член Зауральского генеалогического общества им. П.А.Свищева с 2001года.

Переселенцев Федотовых, коренных поселенцев-старожилов Зауралья События вековой давности, когда жили наши предки, продолжаются сегодня в нас, потомках. Архивные находки оживляют разум, наполняют душу творческим воображением, радостью познания своих родословных корней. За, казалось бы, сухими строками, встают живые люди – прародители, и связь времен продолжается… . Я хочу рассказать о весьма распространенной на Руси фамилии Федотовых, в частности, о тех, кто пришел в наши Зауральские края в1850-х годах позапрошлого столетия из Смоленской губернии. В 17 в. Курганском уезде уже проживали Федотовы. В документах они значились как поселенцы-старожилы. Жили вольно, самостоятельно передвигались по Зауралью, осваивая новые земли, оставляя истощенные пашни. Благо удобных полей для возделывания и сенокосов было много. Одновременно наш край заселяют военные, служивые «промысловые», «гулящие» люди, осужденные властями преступники. Несколько позже по решению царского правительства появляются государственные переселенцы в организованном порядке. В числе их оказались предки моего мужа – государственные крестьяне из Смоленщины (1). Конец лета 1852 г. В Курганском уезде появились пришлые крестьяне-ходоки. Видно продвигались издалека, поизносились, отощали, но стойко держались свой цели. Этим немногим людям – крестьянам д. Макаровой, Причебренской волости, Духовщинского уезда, Смоленской губернии земляки доверили присмотреть за Уралом подходящие для переселения места. Благодатные земли ходоки присмотрели в двадцати верстах от села Меревского (ныне это территория Варгашинского района). Радовались пришельцы богатой хлебопахотной землице, роскошным сенокосным лугам, крепким лесам, озеру Кормилово (ныне оно носит название Корнилово). Кормилово… значит прокормит… подмогнет… (2). Смыли ходоки-смоляне дорожную пыль-усталость, обрядились почище, отыскали в волости грамотея-писаря и направили в Тобольскую Казенную палату Прошение «О даче земельных угодий» (3). Разрешение от властей было получено в начале 1853 года: облюбованные крестьянами земли были за смолянами закреплены. Как удалось сообщить на Смоленщину просителям-доверителям об отводе земель в пользование – нам неведомо, но только доподлинно известно из архивных документов о том, что смоленские крестьяне стали прибывать на разрешенные земли. Радовалась крестьянская душа, вживаясь, осваивая, прилаживаясь к новым угодьям, обустраивая свои жилища, по первоначалу землянки, шалаши-времянки. А через год гостеприимная зауральская землица одарила переселенцев богатым урожаем. И не беда, что смоленские крестьяне встретили зиму 1854-1855 г. в землянках. Бог послал многоснежную матушку-зимушку, засыпав их жилища снегом по самую крышу, и уберег от морозов. Прошло четыре года крестьянского упорного труда и на карте Курганского уезда появилась деревня Гагарьева. В именном списке, составленном по результатам переписи населения в 1858 г. в новой деревне значилось 63 ревизские души (в те времена переписи подлежало только мужское население). В поименном списке главой одного семейства указан Родион Федотов – это первопроходец из рода Федотовых, поселившийся в нашем Зауралье в д. Гагарьевой (ныне д. Гагарье). Кто он, Родион Федотов? Родился и рос в смоленских землях в большой крестьянской семье, землепашествовал с отцом, имел веселый нрав, слыл балагуром и выдумщиком. Но малоземелье Европейской части России, что называется, давило крестьянскую душу: семейство росло, а земельных наделов крестьянам не предвиделось… Экономика России подстегнула правительственные круги заняться вопросами добровольного переселения людей за Урал, на обширные российские просторы. Смоляне Федотовы, Ивановы, Киреевы, Захаровы, Андреевы и др. поразмыслили, покумекали и дали свое добро на переселение в поисках лучшей крестьянской доли. Родиону в это время было уже за пятьдесят. В семье у него поднялись к работе трое сыновей и четыре дочери – подпора отцовская. Согласие было единым: пойти за крестьянским счастьем на новые земли. Вот так Федотовы оказались в Зауралье (5). Царское правительство предложило неплохие льготы к переселению: первые четыре года крестьяне освобождались от уплаты податей, по истечении этого срока – плата взималась половинная, а уж после восьми лет проживания на новых землях – изволь платить в государственную казну полную оброчную подать. В Ведомостях дохода за 1868 год читаем: «Крестьян, переселившихся из Смоленской губернии в Тобольскую, коим первоначальный 4-х летний срок льгот закончился, на основании 59 статьи, 12 статьи Устава о благоустройстве в казенных селениях, зачислено: с 1861-1865 гг. в половинный оклад оброчной подати» (8). Тут же помещен список по Курганскому округу, Сычевской волости, участок Банниково (позднее переименован в д. Гагарье) число душ по деревне 63, в том числе Родион Федотов и трое его сыновей – Андрей, Семен, Прокопий (7). Полюбовное решение Более четырех лет (с 1859 по 1865 гг.) продолжалась переписка с окружным и волостным начальством, споры-разговоры, разделения между крестьянами старожилами д. Банниковой и переселенцами гагарьевцами об уравнении в земле. Для переселенцев на каждую ревизскую душу (лицам мужского пола) отводилось по 15 десятин. Гагарцы получили в собственность около одной тысячи десятин земли (6). Сыр-бор разгорелся во время межевания земель от банниковцев к гагарцам. Дело иногда доходило до потасовок. Вот как вспоминал дед Кузьма Прокопьевич Федотов: - Дюже бились за землю: банниковцы отрезали нам пашни похужей, а мы-й-то не знали того и перво-наперво соглашались с ими, а потом разузнали обман и побегли за защитой. Бывало и дралися, покуда помаленьку все не утряслось… Ну, мы же, считай, все русские, понятливые и между нами возник лад, а к тому времю и бумагу нам прислало начальство. Тую бумагу подписал среди прочих мой дед Родион, он еще жив был, а мне в те поры семь годков минуло. В архиве сохранился любопытный Договор, вот некоторые извлечения из него: «Мы, нижеподписавшиеся Курганского уезда, Сычевской волости, крестьяне д. Банниковой и переселенцы участка Банниковского (позднее д. Гагарьева) дали сию подписку полюбовно в том, что… при разбирательстве, произведенном волостным головой Тайболиным с понятыми крестьянами, первые, банниковцы, уступают гагарьевцам во владение часть хлебопахотной и сенокосной с лесом земли… от озера Корнилово, мимо покоса крестьянина Губанова, отсюда по Медвежьевской дорогу на Дубровскую… Сим наделом земляными угодьями остаемся довольны в том и верим за себя подписать доверяем…». Среди подписавших – Родион Федотов. К тому времени в его семье насчитывалось девятеро взрослых детей (9). Прозвание – прозвище – прозватель Великий собиратель русской речи В.И. Даль в «Толковом словаре живого Великорусского языка» объясняет «подробности значения слов и понятий им подчиненных». Есть ли у других народов мира подобное собрание, включившее более 200 тысяч слов? Думаю, что такой энциклопедии русской речи, таким кладезем народной мудрости, таким памятником культуры располагает только наша Матушка Россия. Слова, вынесенные в заголовок данной статейки, толкователь определяет: «Прозвание – проименование, фамилия человека, придаточное имя, какое носит вся семья. Прозывище, прозвина, прозвище – это рекло, кличка к семейному родовому призванию, это слово – имя, которое приложили кому-либо в шутку или по какому-либо случаю. Прозватель – человек, прозвавший другого – давший прозвину». Одним словом, «прозвания родом ведутся, а прозвище народ дает». Оговорюсь: не зря в моей работе появилась эта тема. Дело в том, что гагарцы великие выдумщики и горазды, давать прозвища друг другу, да так метко, что «печать» эта шагает за человеком всю жизнь, а зачастую и переходит к его потомкам. К примеру, Григория Киреева кликали Гришка-германец, его сын Петр двенадцать внуков Григория тоже нарекли в народе «германцами». Почему? Григорий Киреев в Первую мировую войну угодил пленником в Германию, после заключения мира благополучно возвратился в родное Гагарье – вот так и стал с тех пор германцем. Мишка-петушок получил такое прозвание за то, что «шибко по бабам бегал», а Манька «за то стала курочкой»… Мишкиного тезку (тезу – так говаривали в Гагарье) звали Мишка-чирек за его щупленькую мелкую верткую фигурку. А еще был Мишка-борона – болтун, болобол. Кузьма-крючок прозван за высокий рост, худобу, сутулость. А вот коллекция прозвищ, связанных с упоминанием животных: Петька-хомяк, Алешка-бычок, Дунька-гукалка (выпь), Фомка-кызик (чибис), Егор-савка (птица). А какие ассоциации рождают такие сравнения: Митька-котелок, Гришка-горшок, Андрей-келба (брюква), Васька-мотовило, Нестерка-челнок, Стешка-веретено, Нюрка-баранка, Филька-калачик, Кирька-тюрючок, Настя-вековуха, Васька-шкалик… Слова-прозвания очень метко характеризуют человека, бьют, что называется в десятку. Как наблюдателен должен быть прозватель, дающий прозвища. Это не просто пустое слово, вылетевшее невзначай, а яркий слепок характерной черты  человека. Иван отлично трудился кузнецом в колхозе, его кличка Иван-Бусыгин (в советские времена на весь Союз был известен стахановец-кузнец Бусыгин и вот в Гагарье появился свой стахановец-трудолюб Ванька-Бусыгин. У Марфы Андреевны (бабушки моего мужа И.Ф. Федотова) было шестеро дочерей и все завидные певуньи. Бывало отправлялись ранним летним утром в поле на покос и по дороге пели русские песни «аж вся деревня на дыбки вставала». Вечером возвращаются с работы – и снова с песней, будто и не устали вовсе, а деревенский люд снова «на дыбки». Одна из шестерых певуний стала моей свекровью. Дочери Татьяны Ивановны, Александра, Зинаида, особенно Таисья тоже получили от матери этот природный дар. А племянницей Татьяны Ивановны, Оксаной Ивановой – обаятельной женщиной, талантливой певицей Курганской областной филармонии мы гордимся. Талань – в переводе с греческого – счастье, удача, судьба. Сейчас мы говорим – талант – это природный дар, творческая способность его к чему-либо. Но талант без труда умирает, человек своей леностью зарывает свой талант. Народная мудрость гласит: «Кому есть талан – тот будет атаман».

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz